Отзыв на статью «Религия несчастья»,опубликованную в "Газетт" №6 за январь 2008 г. |
стр. 4 | |
Статья «Религия несчастья», признаться, озадачила меня. Мне, почему-то никогда не приходила в голову мысль сравнить Атоса и графа де Монте-Кристо. А параллель получается – и интересная…. Действительно, и Атос, и граф де Монте-Кристо выступают как «вершители правосудия». Оскорбленный и униженный герой, который возвращается как мститель. Месть эта очень жестокая, даже кровожадная, но – в глазах большинства читателей и самого героя – справедливая. Фактически в обоих рассматриваемых случаях мы имеем дело с возвращение с «того света» - с прошлой жизнью героя покончено: у него новое имя (как верно писал месье Ренодо, в обоих случаях используется топоним, к тому же – топоним с христианской символикой. Почему такие – отдельная тема. Хотя я этом случае все ассоциации достаточно прозрачные ), новое социальное положение, новые знакомства, то есть это будто другой человек. Но почему-то у этого другого человека мучат воспоминания о прошлой жизни. Он свыкается с ними, как с хронической болезнью. Боль становится привычной, и разве только в периоды обострения заметной для окружающих («июнь и июль были самыми тяжелыми месяцами для Атоса»). Действительно, несчастье способно сбросить человека в пропасть отчаянья и «разъесть кислотой его душу». И если человек не найдет (прежде всего – сам в себе) сил жить дальше – то жить он не будет. Хотя и необязательно умирать физически, понятное дело. Но мне кажется, что для Атоса - как и для графа де Монте-Кристо –период мести и нежелания жить – лишь временное явление. Вот только двум героям для этого понадобились разные периоды времени. И встретившись со старым другом, гасконец приятно удивлен, видя графа в добром здравии. «- И больше всего я сам? - с улыбкой прибавил Атос. - Признайтесь. Почему? Я думаю, потому, что Д'Артаньян помнит Атоса еще в достаточной степени захваченного горем. Д'Артаньян и предполагает, что Атос, так и не одолевший своего несчастья, деградировал. Хотя «выздоровление» Атоса начинается, имхо, еще в период первого романа. Атос начинает жить – жить, а не потихоньку просто спиваться – жить ради трех своих друзей: Д'Артаньяна, Арамиса и Портоса. Показательно, что крепче всех он привязывается к Д'Артаньяну – самому младшему… У Портоса и – уж тем более – у Арамиса все же есть, несмотря на дружбу с Атосом, часть жизни абсолютно (или почти абсолютно) для Атоса закрытая. Портос ухаживает за «герцогиней», Арамиса ждет «племянница богослова»… Посвящать в подробности этих дел не принято даже друзей… Другое дело – Д'Артаньян. Он для Атоса – почти сын. Недаром, он часто так и зовет Д'Артаньяна. Душевная связь между ними даже тесней, чем обычные отношения отца и сына. Ведь Атос в курсе всех его дел, и даже любовных! Именно к Атосу бежит Д'Артаньян после невольного разоблачения миледи. Именно у Атоса он просит совета… Атос советует – беря за основу печальный опыт графа де Ла Фер: Атос просит друга «Послушайте, - сказал Атос, взяв его за руку, - вы знаете, д'Артаньян, Советы его немного странные, но им движет одно простое желание: «чтобы ему не досталось как мне». Ведь женщина, которой увлечен его юный друг похожа на ту самую и (о, ужас!) может оказаться той самой… Это типично родительский подход – уберечь детей от ошибок собственной молодости… Подменяет ли Атос свою жизнь жизнью Д'Артаньяна? Возможно. Смысла жить для себя он тогда не видит, я согласна с месье Ренодо… Но именно друзья удерживают его на краю пропасти, не давая упасть… Но проходит время. Мушкетеры, кроме Д'Артаньяна, уходят в отставку и перестают поддерживать столь близкие отношения… А у Атоса появляется сын (или воспитанник, как угодно) – Рауль де Бражелон. Казалось бы, после рождения сына, Атос, человек в своей жизни переставший видеть какую-либо ценность, должен переключить все свое внимание на сына – на его счастье. И действительно, Атос говорит Д'Артаньяну, что «не имея более мужества жить для себя, я стал жить для него». Но тут у меня возникает немного сумасшедшая идея. Ведь, по сути, существуют два героя – Атос и граф де Ла Фер. Рауль – сын графа де Ла Фер, продолжение его рода. Рауль – следующий граф де Ла Фер! «Рауль должен стать совершеннейшим дворянином, какого только наше обнищавшее время способно породить» – это стремление Атоса к восстановлению славы рода, которую он когда-то запятнал (как ему кажется). И к восстановлению себя – как части рода. И это ли протез? Испытание несчастьем – серьезное испытание. Вопрос «преодолел ли его Атос?» - вопрос спорный. Но граф де Ла Фер, как мне кажется, сумел справится… Эртан, |
|
|
|