Возвращение блудного отца Рецензия на фильм «Дочь д'Артаньяна» 1994 года выпуска |
стр. 3 | ||||
|
|||||
По неизвестным еще современному мушкетероведению причинам кинематографисты упорно сочиняют д'Артаньяну именно дочек (см. «Мадемуазель мушкетер» («Газетт» №4 за ноябрь 2007 г.) и пока еще не вышедший на экраны фильм Юнгвальд-Хилькевича). И дочки эти, все как одна, красивы, стройны, ловко носят мужской костюм, прекрасно фехтуют и скачут на лошадях – даже если воспитывались в монастыре. Юная Элоиза (впрочем, не такая уж и юная – так как она дочь Констанции Бонасье, а на дворе уже 1654 год, то ей должно быть никак не меньше двадцати шести лет) очень любит мать- настоятельницу. И когда аббатису убивают наймиты некоего герцога де Крассака, Элоиза решает отмстить злодею. А заодно и Францию спасти, ведь даже Элоизе, ничего не видавшей в жизни кроме монастырских стен, ясно как день, что герцог этот затеял огромный коварный заговор. И с этой целью она решает разыскать своего нерадивого папашку. |
|
||||
|
|||||
Надо сказать, что родитель не очень-то обрадовался ее появлению на горизонте, да еще и не одной, а с поклонником – бродячим поэтом Кентеном. Не такой хотел он видеть свою дочь, оказывается. Но разочарование от встречи взаимно. Элоиза думала найти бравого мушкетера, усы и шпага – все при нем, а ее взору предстал побитый молью старпер. Со службы он давно уволился и теперь кое-как перебивается с хлеба на квас, давая недорослям уроки фехтования. Душераздирающую историю про убийство настоятельницы и коварство герцога Крассака г-н д'Артаньян выслушал с полным равнодушием и дал дочке понять, что не собирается встревать ни в какие авантюры и наживать себе приключений на пятую точку. Франция в опасности? Пусть спасается сама как может, ему, д'Артаньяну, нет до этого никакого дела. «Боже мой! И этот хрен моржовый в тапочках – мой отец!» -восклицает в отчаянии м-ль д'Артаньян. «Что за комиссия, создатель, быть взрослой дочери отцом», - ворчит в ответ г-н д'Артаньян, но ворчи - не ворчи, а таки придется ему снова надеть плащ и ботфорты, взять в руки шпагу и тряхнуть стариной… |
|||||
|
|||||
Условный заговор, условные злодеи, шитый белыми нитками сюжет… И занял бы этот фильм малопочетное место среди целлулоидной мути, которой так много снимается в жанре плаща и шпаги, если бы не Филипп Нуаре. | |||||
|
|||||
Мощный, светлый, проникающий в самое сердце зрителя талант Филиппа Нуаре в каждом фильме проявляется по-разному. Он никогда не боялся экспериментов. «Я готов сыграть все, что угодно», - говорил Нуаре. В отличие от многих коллег по актерскому цеху, которые снобистки разделяют роли на большие и маленькие, серьезные и «а, что там играть» (яркий пример- Вениамин Смехов), Нуаре всегда выкладывается на полную катушку. Я снимаю шляпу и почтительно склоняюсь перед его д'Артаньяном! Он вложил в образ стареющего усталого мушкетера такую столько чувства, столько оттенков, столько личного опыта, обаяния и доброты, что оживил даже этот картонный сюжет! |
|||||
|
|||||
Его неловкость в общении с дочерью, неуклюжие попытки скрыть отчаянную тоску по нормальной семье и домашнему теплу, неприятие кавалера Элоизы, замешанное на ревности - все это сыграно с потрясающей психологической достоверностью. А сцена, когда Нуаре приходит на могилу Атоса «посоветоваться», проговаривает вслух свои страхи и сомнения, и добавляет со вздохом: «Что же вы молчите? Впрочем, вы всегда были немногословны….» - это просто шедевр! | |||||
|
|||||
Бертран Тавернье, который снял Нуаре в доброй половине своих фильмов, не прогадал и в этот раз. Нуаре наполнил картину смыслом и вывел ее из романтически-приключенческой плоскости. Но надо отдать должное и Софи Марсо. Ее Элоиза умна, целеустремленна, остроумна и независима. Она достойно осаживает д'Артаньяна, когда тот пробует ею командовать, и отстаивает перед ним своего возлюбленного (хотя, скажем прямо, непонятно, что она нашла в этом Кентене – ни рыба, ни мясо). Индивид имеет право на слободную любовь! – и папе приходится признать ее правоту. Марсо очень органична в роли Элоизы, она старается показать личность, а не «девушку со шпагой», она играет с воодушевлением и самоотдачей. Они с Нуаре составили прекрасный дуэт. Отдельно я хотел бы отметить Сами Фрея в роли Арамиса. Этот актер с яркой внешностью и колоритной манерой игры нечасто появляется на экране, но зато умеет развернуть незабываемую сцену даже из маленького эпизода. Арамис –Фрей, мне кажется, как нельзя лучше соответствует замыслу Бертрана Тавернье. И один из лучших Арамисов, по моему скромному мнению. |
|||||
|
|||||
В сущности, трудно определить, что же такое в конце концов снял Бертран Тавернье, один из лучших французских режиссеров. | |||||
|
|||||
Этот фильм слишком серьезен для комедии, слишком растянут для «плаща и шпаги», в нем слишком много шуточных отсылок к Дюма и насмешек над историей для костюмного исторического кино – и слишком много развлекательного, фарсового для современного «авторского» фильма. Но что я могу сказать совершенно точно – фильм «Дочь д'Артаньяна» не оправдывает зрительских ожиданий. А уж в лучшую сторону не оправдывает, или в худшую – решать вам. Лично я рекомендую к просмотру. Благодарю сайт sophie-m.narod.ru за помощь в подготовке статьи Всегда ваш, |