Пластмассовые шпагиРецензия на фильм «Три мушкетера» 1993 г . выпуска |
стр. 3 |
||||||
Мой старший коллега Алекс Экслер рекомендовал всем впечатлительным личностям во избежание нервных срывов и истерических припадков смотреть американские экранизации Дюма как пародийные комедии. Применив эту методу, я понял, что даже в самом корявом изделии голливудских киноделов можно найти положительные моменты. Ну например: ведь мог же Дэвид Лугери сделать Атоса голубым, Портоса негром, а Арамиса пуэрториканцем? Мог. Но ведь не сделал – уже хорошо! Ну и что, что в роли убийцы короля выступает ниндзя? Скажите еще спасибо, что не Бэтмен и не Человек-Паук. Подумаешь, в фильме нет никаких подвесок королевы. Могло не быть самой королевы, да и мушкетеров тоже могло не быть, так что не придирайтесь по мелочам. Так что я не в обиде на Лугери и Херека, а напротив, выражаю им сердечное сочувствие и свидетельствую свое глубокое уважение той стойкости и мужеству, с которыми эти имбецилы превозмогают свой недуг, стараясь зарабатывать на жизнь умственным трудом. Опять же, у меня всегда вызывали восхищение люди, способные сделать то, что мне не по силам. Я при всем желании не смогу выдумать и четверти тех идиотизмов, из которых состоит сценарий этой фильмы. Нехороший кардинал задумал НЕДОБРОЕ – а именно: подослать киллера к королю и самому занять трон. С этой целью он а) распускает мушкетеров под предлогом, что они все равно только и знают, что водку пьянствовать, безобразия нарушать и голых женщин раздевать и б) пристает к королеве с непристойными предложениями прямо в ванной. Мушкетеры вяло повозмущались, но распустились. Королевы тоже пискнула в ответ, что она, мол, мужа любит и все такое, но тоже как-то не слишком убедительно. А король вообще ничего не сказал. |
|
||||||
|
|||||||
В это время на экране появляется херувимчик с соломинками в волосах, воспитанный на экологически чистой кукурузе и сливочном масле, которого нам представляют как д'Артаньяна. «А чо это вы тут делаете?» - логично интересуется мальчик у некоего белобрысого субъекта, цинично сжигающего полковое знамя в камине в пустой и ободранной штаб-квартире мушкетеров (видимо, на радостях, что больше не надо ходить на службу, они пропили всю обстановку). «Ходют тут всякие, страдать мешают», - лениво отвечает Кифер Сазерленд, затевает с херувимчиком ссору, к которой затем присоединяются и остальные его дружки. |
|||||||
|
|||||||
На этом этапе логика в сюжете заканчивается: чудо-трава, которую курили сценарист на пару с режиссером, взяла свое. Д'Артаньяну хотят отрубить голову, мушкетеры его спасают, разворотив при этом пол-Парижа и угнав карету с кардинальскими сбережениями на черный день; откуда-то возникает миледи, в очередной раз сменившая имя (ее теперь зовут Сабина, потому что две Анны на один фильм – это многовато для американского зрителя, он может запутаться и подавиться попкорном), затем эта самая Сабина в припадке раскаяния выкладывает своему бывшему мужу все подробности кардинальского заговора и сигает со скалы в глубокое море. |
|||||||
|
|||||||
И вот финал. Мушкетеры обезвредили киллера, которого негодяйский кардинал подослал к королю, раскидали гвардейцев и всех спасли. Тут наконец-то король очнулся и радостно сам врезал кардиналу. Мушкетеров восстановили, все счастливы, хеппи-енд с традиционным голливудским поцелуем на фоне заката. |
|||||||
|
|||||||
Уровень актерской игры удивительно точно соответствует уровню сценария и режиссуры. Такое чувство, что Стивен Херек и Ричард Лестер (см. «Газетт» №5 за декабрь 2007 г .) устроили соцсоревнование: кто подберет самых неподходящих и тупых актеров на роли мушкетеров. В этом плане Кифер Сазерленд с его грубо-мужланской внешностью и полным отсутствием актерского дарования составит достойную конкуренцию недоброй памяти Оливеру Риду: |
|||||||
|
|||||||
На фоне прочих ничтожеств, как это ни странно, я могу отметить Оливера Платта. Конечно, на бесптичье и коза шансонетка, но Платт по крайней мере порадовал тем, что пытался придать колорит своему персонажу. Редкое зрелище: Портос - Платт выглядит самым умным среди мушкетеров! |
|||||||
|
|||||||
Попытки Тима Карри, неплохого характерного актера, найти крохи юмора в удручающе идиотском сценарии, безусловно, заслуживают уважения. Но в результате получилось нечто несуразное. В исполнении Карри кардинал превратился в вульгарного похотливого клоуна, который корчит из себя Главного Злодея. Это жалкое зрелище не смешнее зубной боли. И заслужил решпект также МайклУинкотт, сыгравший Рошфора. Кажется, Уинкотт единственный из всей съемочной группы искренне считал, что они снимают фильм плаща и шпаги. Он старательно играет Подручного Главного Злодея, с отдачей и с душой, явно не замечая, что его энтузиазма не разделяет больше никто из коллег. |
|||||||
|
|||||||
Хью О'Коннор и Габриэлла Анвар, играющие короля и королеву, абсолютно вялы и бесцветны. Они словно бы перекочевали в картину из многочисленных фильмов про подростковую любовь. Список ляпов, допущенных в фильме, бесконечен. Легче перечислить сцены без ляпов. Вот примеры самых грубых проколов: -- Арамис – Чарли Шин читает очередной поклоннице библию. Причем читает-то он «Книгу Бытия», сотворение мира, а библия у него открыта при этом посередине -- Убегая от мужа это самой поклонницы, Арамис получает разу две пули подряд. При этом рогатый муж и не думает перезаряжать свой пистолет -- Несмотря на то, что шампанское было придумано домом Периньоном спустя лет пятьдесят, наши орлы уже его хлещут вовсю -- А как вам нравятся застежки- липучки на рубашках! И т.д. и т.п. |
|||||||
|
|||||||
Впрочем, чего еще ждать от режиссера, специализирующегося на спортивно-тинейджерских фильмах! До «Мушкетеров» лучшим достижением Стивена Херека на ниве кинематографии были «Могучие утята» - фильм о детской хоккейной команде. Чем руководствовалась компания «Уолт Дисней», приглашая его в качестве режиссера костюмно-приключенческого фильма (по замыслу) – мне решительно непонятно. Казалось бы, с голливудскими-то деньгами можно было хотя бы наряды и декорации приличные соорудить и нанять грамотных постановщиков трюков, фехтования и спецэффектов. А то очень уж скучно смотреть на размахивающих пластмассовыми муляжами вместо шпаг мушкетеров и кареты, взрывающиеся как цистерна с бензином. Единственно, что в этом убогом фильме действительно радует – это финальная песня, написанная Брайаном Адамсом. Прочувствованная баллада « All for one , а ll for love » которую исполняют Стинг, Род Стюарт и сам Адамс, заслуживает самой высокой оценки. Резюмирую. Смотреть это стоит только под глубоким наркозом, после четырех литров пива, в качестве акта мазохизма или с целью поиздеваться над тупостью американцев. Всегда ваш, Матье де Морг |