На главную В реестр К подшивке Свежий номер

Дружба в романах А. Дюма и Дж. Роулинг

стр. 6

Отчего Дюма и Роулинг нельзя сравнивать, но почему очень хочется

Литературные произведения, какой бы сюжет не избрали авторы, чаще всего сводятся к изучению человеческих взаимоотношений.

И если любовь часто становится главной темой произведений различных литературных жанров, то дружбе уделено до обидного мало внимания.

Первым из таких произведений вспоминается трилогия А. Дюма о мушкетерах. Кроме нее на память приходят разве что «Гардемарины» С. Дружининой.

Поэтому, прочитав сагу о Гарри Поттере, я была удивлена, обнаружив, что семикнижие рассказывает (помимо прочих сюжетных линий) и о дружбе.

Конечно, сравнивать Дюма и Роулинг — не совсем правильно. Все-таки авторы жили в разных странах и в разные времена, условия жизни, уровень образования у них не одинаковый, но тем интереснее рассматривать их отношение к дружбе. Потому что, по сути, (если несколько упростить) — оба произведения рассказывают о зарождении и развитии дружбы главных героев.

Попробуем провести параллели с романами Дюма и Роулинг.

Во-первых, главные герои. У обоих авторов четко выражены «два поколения» героев: «отцы» и «дети». (Названия эти условны, так как и в той, и в другой книге есть герои. связанные родством, а есть — не связанные.)

У Дюма это прежде всего четверка друзей-мушкетеров: Атос, Портос, Арамис и Д'Артаньян — поколение «отцов», а также Рауль де Бражелон из «детей». У Роулинг обратная ситуация — главными героями становится поколение «детей» — тройка друзей-студентов Хогвартса (Гарри, Рон и Гермиона) и их соратники, хотя значительное место занимает и четверо друзей-студентов (из поколения «отцов» — Сириус Блэк, Джеймс Поттер, Римус Люпин и Питер Петтигрю).

Они такие разные...

Далее рассмотрим основные действующие группы более подробно. Сразу бросается в глаза, что не один из друзей не похож на другого. Мушкетеров даже традиционно используют в качестве примеров для описания различных типов темперамента*.

В каждой компании есть центр — лидер компании, обычно немногословный и довольно замкнутый, но пользующийся у всех членов группы авторитетом (Атос/Гермиона).

Есть двигатель прогресса — генератор идей, пышущий энтузиазом и зовущий на подвиги всех остальных (Д'Артаньян/Гарри).

Третий участник — явный спутник и ближайший соратник первого, осуществляющий его идеи, и просто не дающий перессорится всем остальным членам группы. При этом сам он может обладать какими угодно комплексами и недостатками — но должен быть при этом добрым, великодушным и не слишком обидчивым (Портос/Рон).

Четвертый участник — самый загадочный лично для меня. Он явно более скрытен, и даже друзьям о нем известно немного. Часть его жизни для них — тайна за семью печатями. Тем не менее, он предан своим друзьям и всегда готов придти им на помощь: Арамис/Невилл Лонгботтом. (Хотя Невилл и не входил в «золотое трио», другом троицы он, несомненно, был. Вспомним, что именно Невилл продолжает дело «отряда Дамблдора», когда Гарри, Рон и Гермиона уходят из школы)

Но все-таки они вместе...

При этом каждый вносит в компанию свой вклад. И более всего они продуктивны именно в «полном составе». Сравним скитания в поисках крестража Гарри и Гермионы и приключения троицы по описку и уничтожению тех же крестражей. А для мушкетеров показательна история восстановления на престоле Карла II.

Кроме того, будучи разъединенными, герои проявляют свои худшие качества. Портос скучает в собственных поместьях, задирая соседей «в надежде хоть на какую-нибудь стычку!», Гарри на летних каникулах в доме дяди и тети тоже отчаянно скучает, еще и терпя притеснения со стороны родственников.

Далее, герои настолько тесно связаны друг с другом, что нельзя сказать, кто же из них конкретно самый главный герой? Д'Артаньян? Но ведь его приключения были бы невозможны без друзей, и трое других мушкетеров в значительной степени двигают сюжет. Тоже можно сказать и о Гарри Поттере, который никогда не смог бы победить Темного Лорда без помощи друзей.

Дружба не ржавеет?

Лично для меня интереснейшей частью романа Дюма всегда было то, как меняются отношения героев во времени. Дюма уделяет этому большое внимание. Мушкетеры расстаются, вновь встречаются, вновь расстаются... Изменяются сами герои их взаимоотношения.

Но дружба остается. Они готовы выслушать друг друга и найти компромисс— даже если их разделяют серьезные разногласия (см. главу «Королевская Площадь» в «Двадцати годах спустя»). Все это не отменяет мелких ссор и размолвок.

Однако нельзя сказать, что дружба мушкетеров остается неизменной. Если в первом романе это скорее приятельство, юношеское увлечение, то к концу третьей книги — главная ценность каждого из друзей.

Герои семикнижия не представлены на столь длинном промежутке времени. Немаловажным обстоятельством является также то, что на момент повестования — это дети. Следовательно, накладывается процесс взросления личности и все «прелести» переходного возраста. Вспомним хотя бы тот момент, когда практически все герои-школьники начинают активно влюбляться друг в друга. По этой же причине размолвки и ссоры между ними гораздо более часты (Рон постоянно препирается с Гермионой), чем у мушкетеров, которые уже выросли.

Первая серьезная ломка отношений у героев Роулинг происходит, когда Рон и Гермиона осознают, что Гарри не знает что делать дальше, и как выполнять возложенную на него миссию. На мой взгляд, сама ситуация прописана не очень достоверно — непонятно КУДА уходит Рон и на что он вообще рассчитывает, уходя. Тем не менее, даже после полного, казалось бы, разрыва Рон способен на подвиг ради Гарри. Именно он спас Гарри из озера, когда тот собрался вытащить оттуда меч Гриффиндора. После того как Рон вытащил Гарри, Уизли сам полез в озеро за мечом. Кроме того, он же уничтожил один крестраж (медальон).

Что стало с их дружбой после — нам не ясно. И последняя глава седьмой книги ничего здесь не проясняет, кроме того, что друзья по-прежнему общаются и что-то друг о друге знают. Отчасти это объясняется тем, что перед нами все-таки детская сказка — произведение не претендует на глубину романа Дюма, а отчасти, вероятно, растерянностью автора:

Все романы на свадьбе кончают недаром,
Потому что не знают, что делать с героем потом.**

 

Дружба по наследству?

Еще один любопытный момент — передача дружеских чувств по наследству. Если посмотреть на отношения Рауля и Арамиса, Портоса, Д'Артаньяна, то становится ясно, что они не столько видят самого Рауля, сколько пытаются найти в нем отражение Атоса:

«- У него совсем ваша рука, дорогой Атос, - сказал д'Артаньян, а если бы у него было вдобавок и ваше хладнокровие, не оставалось бы желать ничего лучшего...»***

Сириусу Блэку же часто говорят, что он видит в Гарри не самого мальчика, а его отца — Джеймса Поттера.

Поэтому, с одной стороны, дружба вроде сохраняется. Но с другой — дружба это односторонняя. Обратные чувства возникают, но по силе уступают значительно. Сириус воспринимается как наставник, как взрослый — почти как родители, но не как равный друг. А друзья Атоса для Рауля остаются только друзьями отца и тоже «как бы заменяют» родителя.

 

Залог бестселлера? :)

Оба произведения произвели в своем роде сенсацию. Роман Дюма навсегда остался в мировой литературе, а останется ли книга Роулинг — покажет время. Да, произведения разные, но обе повествуют о друзьях и дружбе — вечной и сложной теме. Потому пока еще никто не сформулировал определения понятия «дружба». Хотя все знают, что дружить — хоть и нелегкий труд, но окупается с лихвой.

Может быть залог успеха — сопереживание героям. Желание с ними пройти все их испытания и приключения. Желание жить ТАК и дружить тоже - ТАК. Наверное, поэтому обе книги популярны у детей, и считаются детскими (интересно, чтобы сказал Дюма, узнай он, что его роман записали в раздел «для детей и юношества»?). Ведь дети охотнее признают «игру в героев»... Взрослые предпочитают не признаваться в таком «ребячестве»...

Закончить мне хочется диалогом из советского фильма о мушкетерах:

Д'Артаньян: А разве вы несчастливы, друзья мои?!
Атос: Мы счастливы, потому что мы вместе.
Д'Артаньян: А это немало!
Атос: Да, это очень много, дорогой д`Артаньян. Может быть, это дороже всего, что есть на свете...

 

 

Мадлен де Скюдери

 

* - обычно так: Атос — флегматик, Портос — холерик, Арамис — меланхолик, Д*Артаньян — сангвиник, хотя мне встречались и другие классификации

** - К. Симонов. Пять страниц

*** - А. Дюма. Двадцать лет спустя

 

 

 

 

Дружба - центральная тема "Трех мушкетеров"...

 

 

.. и "Гарри Поттера"

 

 

Невилл Лонгботтом - четвертый, но не лишний

 

 

 

Против кого дружим? Гарри, Рон и Гермиона

 

 

Сириус Блек видит в Гарри своего погибшего друга

 

 

Воспитание чувств. Гарри Поттер и Ремус Люпин