На главную В реестр К подшивке Свежий номер

О «Сыне Портоса» Марка Уайта

стр. 6

Среди многих продолжений романа Александра Дюма несколько лет назад мне в руки попала книжица, на обложке которой значилось: Александр Дюма, «Сын Портоса». Как потом выяснилось, автор - некий англичанин Марк Уайт. Сие произведение было практически проглочено за пару дней.

Молодой бретонец Жоэль едет в Париж, чтобы узнать все о Портосе ,своем отце. В дороге юноша встречается с молодой девушкой Авророй дю Трамбле и влюбляется в нее. Волею судеб счастью влюбленных может помешать только один человек – Арамис. Герцог д'Аламеда собирается провернуть очередную интригу, но для этого ему нужна девушка, и его выбор падает на Аврору. Сыну Портоса придется доказать, что не зря на его боку висит шпага его отца, придется этой шпагой отстаивать свою любовь и место в этом мире. В том числе и противостоять другу своего отца – епископу Ваннскому.

В целом впечатление от книги создалось неплохое. Достаточно динамичный сюжет, приятный главный герой. Встреча со старым другом.

Главный герой – сын Портоса Жоэль, типичный герой авантюрных романов. Он очень напоминает своего отца: тоже добродушие, та же сила, та же стать. Жоэль готов помогать любому, кто окажется в беде. Он, как и Портос, радуется жизни во всех ее проявлениях.

«…Как уже говорилось, Жоэль был весьма многообещающим молодым человеком. Гибкий и сильный, он, казалось, являл собой Геркулеса или Самсона в юности. И все же его лицо еще не выдавало будущего атлета, способного задушить гидру или унести на себе городские ворота. Пышные локоны обрамляли красивые и правильные черты, в мягком взгляде серых глаз, словно в книге, читались искренность и честность, с губ, над которыми были едва заметны подрастающие усы, такие же светлые, как и волосы, не сходила мальчишеская улыбка, то веселая, то задумчивая…»

Как и у любого героя авантюрного романа, у Жоэля появляется дама сердца (хрупкое нежное создание), которую (опять же по законам жанра) следует спасать.

«…— Вы говорите обо мне? — послышался нежный мелодичный голос.

Открыв дверцу кареты, женщина спрыгнула на песчаную обочину дороги.

На вид ей было не больше двадцати лет. Ее сильная гибкая фигура сделала бы честь самому роскошному придворному наряду, но сейчас она носила скромное дорожное платье.

Пышные темно-каштановые волосы напоминали корону, в которой поблескивали золотые блики. Взгляд темных блестящих глаз, казалось, проникал в самое сердце, а пленительная улыбка никого не могла оставить равнодушным…»

Из старых друзей присутствует Арамис.

«…Внутри кареты на заднем сиденье расположился старый дворянин, все еще носивший волосы до плеч, длинные усы и эспаньолку по моде царствования Людовика XIII.

Этот достойный господин обладал весьма примечательной внешностью. Его орлиный профиль сохранил красоту: широкий лоб, придававший лицу величественное выражение, совершенную линию рта, чудом дожившие до столь преклонного возраста великолепные зубы, угловатый и выдающийся вперед, но безупречный по форме подбородок, а блестящие темные глаза и точеные изящные руки и ноги составили бы предмет гордости любой принцессы. Он был облачен в черный бархат, маленькая шапочка, очевидно, прикрывала выбритую, как у священника, макушку.

Тем не менее волосы на его голове были белыми, как снег, а усы и бородка — почти такого же цвета. Хрупкая фигура, казалось, вот-вот переломится надвое. Желтоватый цвет лица удовлетворил бы вкус любителя древностей. Нос был скорее крючковатым, чем орлиным, лоб — изборожденным морщинами, а губы — столь тонкими, что рот выглядел, как ножевой разрез. Опущенные отекшие веки скрывали пламенный взгляд, а воскового оттенка руки потрескивали в суставах, словно конечности скелета, наполовину утопая в пышных кружевах...»

Вот почему-то о нем сложилось странное мнение. С одной стороны - это все тот же хитроумный епископ Ванский, плетущий интриги. С другой же - Арамису всю книгу судьба подбрасывает подсказки одну за другой, а он упрямо не хочет сложить два плюс два или просто внимательно посмотреть, постоянно находясь всего в миллиметре от разгадки тайны.

«…Старый дворянин устремил на открытое и честное лицо Жоэля такой взгляд, будто юноша напомнил ему кого-то, однако вскоре его внимание привлекла поразительная красота девушки, находившейся в объятиях бретонца. Отвернувшись от молодого человека, шевалье не смог сдержать восторженного восклицания…»

«…— В самом деле,— ответил герцог.— По-видимому, он сельский дворянин из Бретани — младший сын в семействе, отправившийся искать счастья в столице, причем на мой взгляд с немалой надеждой на успех. Он красив, хладнокровен, сдержан, обладает хорошо подвешенным языком,

— Отлично сложен и...

— Сложен он так, что может останавливать мизинцем мельничные жернова или словно титан, взваливать на плечи валуны.

Тень прошла по лицу Арамиса: опершись локтем на стол и положив подбородок на руку, он глубоко задумался. Вид молодого силача, сравнения, которые он только что привел, вновь, как и недавно, вызвали перед его глазами образ Портоса…»

Внешне все герои данного произведения выписаны очень неплохо. Когда читаешь, то образ того или иного четко вырисовывается перед глазами.

Особенно, на мой взгляд, автору удались описания поединков.

«…В молчании шпаги скрестились, и с губ капрала сразу же сорвалось проклятие, так как он понял, что намерение одержать над бретонцем легкую победу осуществить не так просто. Жоэль не только не отступил под яростной атакой, но стоял, словно статуя, орудующая шпагой при помощи механической руки.

Закусив ус, де Брежи умело повел бой в квартах и терциях, нанося удары опытно и решительно. Однако его удивляло, что все выпады, секретом которых, по его мнению, владел он один, так как они являлись древней традицией полка, встречали железный отпор. Секунданты не отрываясь следили за страшным и завораживающим зрелищем. Необычное сопротивление, с которым столкнулся старый бретер, удивляло и -раздражало его. Он начал постепенно терять ловкость и хладнокровие, головокружение путало его мысли, туманило зрение, отяжеляло руку. Чувствуя это, де Брежи удвоил стремительность движений. Вид его был ужасен: на губах выступила пена, налитые кровью глаза вылезали из орбит. Отступив на момент, он внезапно прыгнул вперед, нанеся удар, который, казалось, неминуемо должен был пронзить горло противника. Однако Жоэль словно предвидел этот старинный выпад итальянской фехтовальной школы, ибо он так быстро пригнулся, что шпага прошла прямо над его головой. Выпрямившись, Жоэль очутился на таком близком расстоянии от ошеломленного капрала, оказавшегося в его власти, что мог бы легко пронзить его шпагой, но он сдержался, устремив на врага взгляд, дающий ему понять, чтоб тот не ожидал милосердия в решающий момент.

В результате всех перипетий дуэли Брежи начал сомневаться в себе, в то время как Жоэль, напротив, обрел полную уверенность, что можно было прочесть на его лице. Дабы избежать удара сверху, капрал проворно отступил, но его левая нога поскользнулась. Жоэль моментально сделал прямой выпад, и его шпага пронзила грудь противника. Несколько секунд Брежи оставался на ногах, пытаясь заговорить, но ему помешало кровотечение. Пошатнувшись, он выронил шпагу и прижал руки к ране, а затем рухнул на траву, словно дуб, вырванный с корнями…

…- Это удар Портоса!...»

В заключение хотелось бы еще раз сказать, что роман в целом производит очень неплохое впечатление.

Месье,

внештатный корреспондент «Газетт»

 

Жоэль обороняет девицу от бандитов

 

Жоэль убивает старикашку де Брежи

Жоэль несет на руках Аврору

Опять же Жоэль и Арамис