На главную В реестр К подшивке Свежий номер

Бру-га-га!!!

или Мушкетеры в стиле Мольера

Рецензия на фильмы «Четыре мушкетера Шарло» и «Нас четверо, кардинал!» 1974 г .

стр. 3

Режиссер: Андре Юнебель
Сценарий: Жан Ален
Композитор: Квартет «Шарло»
Планше: Жерар Ринальди
Гримо: Жан-Ги Фечнер
Мушкетон: Жерар Филипелли
Базен: Жан Саррус
Д'Артаньян: Жан Вальмон
Людовик XIII : Даниэль Чекальди
Ришелье: Жак Легра
Рошфор: Жак Сейлер
Констанция: Жозефина Чаплин
Отец Жозеф: Поль Пребуа
Миледи: Карин Петерсен


За двадцать с лишним лет, которые прошли со дня выхода на экраны «Трех мушкетеров» Андре Юнебеля, автор «Фантомаса» наслушался немало критики в свой адрес. Сравнивая его фильм с картиной Бернара Бордери (спору нет, более сильной, но безмерно пафосной), критики дружно называли юнебелевских «Мушкетеров» пародией. «Пародия!» - воскликнул Юнебель. – «Да что вы знаете об этом?! Я покажу вам, что такое настоящая пародия!» И вот семидесятивосьмилетний режиссер после большого перерыва в последний раз выходит на съемочную площадку, чтобы вновь обратиться к бесконечно любимому им Дюма…

Андре Юнебель решил пойти на эксперимент и применить к «Трем мушкетерам» одну из фирменных фишек Мольера. У него в «Шалом, или Все невпопад» и в «Смешных жеманницах», в «Мещанине во дворянстве» и в «Плутнях Скапена» слуги делают всю работу за своих господ, которые только и умеют, что принимать красивые позы и произносить монологи. И Юнебель в своем новом прочтении «Мушкетеров» собрался использовать тот же прием. Хотите знать, как все было на самом деле? А на самом деле, уважаемая публика, все подвиги, приписанные Александром Дюма трем мушкетерам и д'Артаньяну, совершены их слугами - Планше, Гримо, Базеном и Мушкетоном!

И в этот момент судьба как нельзя более кстати столкнула Юнебеля с квартетом «Шарло».

 

Режиссер Андре Юнебель

Квартет "Шарло"

Такое название Жерар Ринальди, Жана-Ги Фечнер, Жан Саррус и Жерар Филипелли выбрали себе не случайно: «Шарло» - это «Чарли» по-французски. Молодые задорные комики были большими почитателями Чаплина и продолжателями его традиций в кино. В 60-70-х годах «Шарло» были на пике популярности благодаря великолепному комедиографу Клоду Зиди, снявшему с ними эксцентрические трюковые комедии «Безумные новобранцы», «Сумасшедшие на стадионе», «Новобранцы идут на войну», «Шарло в Испании», «Я ничего не знаю, но скажу все». К тому же они были прекрасной музыкальной группой, играющие шансон и поп-музыку тех лет. «Четыре мушкетера» стали лучшим фильмом и для Юнебеля, и для «Шарло». Только здесь они предстали наконец во всем блеске своих талантов. Юнебель не дает «шарлотянам» превратить все происходящее на экране в простую клоунаду с ужимками, гримасами и прыжками, к чему постоянно стремится эта группа. Предыдущие их комедии, поставленные Клодом Зиди - это скорее бессюжетные эстрадно-цирковые номера, а этот фильм - полноценная комедия положений, настоящий шедевр буффонного и пародийного искусства.

Обложка одной из пластинок "Шарло"

"Шарло" на пике славы

Юнебель как режиссер превзошел самого себя. Он создал единственную в своем роде «пародию в квадрате»: пародию как на самих «Трех мушкетеров», так и на все многочисленные экранизации. В фильме подвергаются осмеянию все главные ценности Франции, все то, что с таким чувством выписывал Дюма, все то, что годами воссоздавали на экранах великие актеры и режиссеры. Все то, что годами называлось истинно французским - французский дух, мушкетерская честь, отвага, сражения за сердце прекрасной дамы, королевские истории о подвесках - все это выставлено в таком идиотском свете, что смотреть после этой комедии серьезные экранизации просто невозможно. К чести Юнебеля хочу добавить, что в последний раз такого эффекта добился г-н де Мольер в 1659 году: его «Смешные жеманницы» которые высмеивали как прециозность вообще, так и прециозниц с маркизами вместе с их провинциальными подражателями, до сих пор оставались непокоренной вершиной юмора. И тоже не оставили камня на камне от прециозной поэзии.

Осмеял! Осмеял! Осмеял до последней ленты костюм, и эти стихи, и чопорность, и фальшь, и грубость в обращении с низшими! (Булгаков, «Жизнь г-на де Мольера»)

Главными героями здесь являются, конечно же, умные, хитрые и веселые слуги мушкетеров, а сами мушкетеры выставлены спесивыми туповатыми бездельниками, которые без своих слуг ничего не стоят. Кардинал - полный придурок, король - ничтожество, де Тревиль – надутый болван, садист отец Жозеф - просто сексуальный маньяк и круглый дурак.

Констанция: Жозефина Чаплин, Д'Артаньян: Жан Вальмон

Ришелье: Жак Легра, отец Жозеф: Поль Пребуа

Масса забавнейших трюков, приключений и веселых гэгов сопровождают приключения четырех слуг - они оставили без штанов гвардейцев кардинала, надавали пинков под зад королю и кардиналу, переодели Бэкингема в бабу, - чего только не понаделали! Скачки на лошадях, ослах и вообще на всем, что движется, пародийные бои на шпагах, а также на дубинках, граблях, раках и кузнечных мехах! А как они транспортировали королевское колье (замена подвесок) в Париж и набрасывали это самое колье прямо на шею Анны Австрийской во время марлезонского балета! А диалоги! А музыка! О! Я под стулом!

Отец Жозеф пытает Констанцию

Планше, переодетый в короля,дает пинок под зад кардиналу

Фантазии и изобретательности «Шарло» и сценариста Жана Алена не устаешь удивляться. Но вот что характерно. При этом они умудрились все-таки сохранить шарм оригинальных мушкетеров, не сделали жалкую пародию на роман, а именно предложили ироническое его переосмысление. Смеяться над собой никогда не помешает! Фильм очень неглуп и к тому же снят в потрясающих декорациях и даст фору многим «настоящим» постановкам. Во всем, что происходит на экране, чувствуется опытная рука большого профессионала. Благодаря тонкому вкусу и чувству меры Андре Юнебеля «шарлотяне» умудрились не перегнуть палку со своим дуракавалянием. Особый решпект и уважуха лидеру «Шарло» Жерару Ринальди. Его Планше, яркий, смешной до колик в животе, но при этом по-детски беззащитный и трогательный – это настоящий шедевр актерского искусства. Во всяком случае, я уже не могу себе представить Планше другим – Ринальди, в моем понимании, идеально воплотил этот образ на экране, затмив самого Бурвиля.

«Что за дурацкая привычка ходить такими большими толпами!» (Жерар Ринальди- Планше о гвардейцах кардинала)

Жан Ринальди

Горничная Гертруда, она же Гримо - Жан-Ги Фечнер

А чтобы сделать «шарлотянам» приятное, Юнебель ангажировал на роль Констанции дочь их кумира – Жозефину Чаплин. Которая, кстати, замечательно справилась со своей ролью, вовсю подыгрывая Жерару Филипелли – Гримо, которому по ходу сюжета пришлось изображать горничную Гертруду. Оцените степень мушкетероманства режиссера: переодеть Гримо в женское платье!

Резюмирую. Этот фильм, точнее, два фильма (по примеру Бордери и Лестера Юнебель тоже разделил один фильм на два: «Четыре мушкетера Шарло» и «Нас четверо, кардинал!»), так вот, этот фильм – настоящий шедевр комедии. Я снимаю шляпу перед Андре Юнебелем и «шарлотянами»!

- Мужайся, Мольер! Это настоящая комедия! (Булгаков, «Жизнь г-на де Мольера»)

Искренне ваш,

Матье де Морг