На главную В реестр К подшивке Свежий номер

Первый понедельник апреля

стр. 2

У каждого из нас был свой «первый понедельник апреля». День, когда вы перевернули первую страницу «Трех мушкетеров».

Неважно, как именно это произошло, но в этот день вы присоединились к одной из двух частей, на которые делится человечество: к тем, кто любит Дюма, или же к тем, кто это скрывает.

Первое знакомство с «Мушкетерами», как правило, носит характер потрясения:

В пятом классе Димка посмотрел в кино «Трех мушкетеров». Он вышел из зала шатаясь. Слепо бродил два часа. Вернулся к кинотеатру и встал в очередь.

Новый, яркий, отважный мир поглотил вас целиком. С большой неохотой вы изредка выныривали обратно. На Дюма в свое время такое же действие произвел Шекспир. Свои впечатления он описывал так:

«Вообразите слепца, которому вернули зрение, вообразите Адама, пробуждающегося после сотворения»

Задайте себе вопрос: что такого необыкновенного вы нашли в мире Дюма, что остались в нем навсегда?

Не шпаги, плюмажи, кружева и корсажи – этого добра хватает и в «Анжелике». Увлечение романтическим антуражем преходяще. Не головокружительные приключения с интригами – после десятого прочтения сюжет попросту выучивается наизусть. И даже, позволю себе святотатство, не великолепных героев, при всей их привлекательности.

Вы нашли в этом мире себя.

Вы открыли в «Мушкетерах» отражение всего самого хорошего в себе; более того - вы увидели не только себя нынешнего, но и того себя, которым не теряете надежды стать. Эта книга стала частью вашей души, вы проросли в нее всем сердцем. «Мушкетеры» изменили вас. Тот из читателей Дюма, кто доберется до последней, шестисотой страницы, получает мощную прививку против подлости на всю оставшуюся жизнь. С этого момента вы уже не можете продать совесть, пусть даже по сходной цене, потому что у вас перед глазами встанет лицо Атоса. Вы не станете терпеть унижение своего достоинства, выслуживаться и шагать по карьерной лестнице по трупам, потому что тогда перед мысленным взором появится д'Артаньян. Вы не сможете отвернуться от друзей, оставить их, кем бы они не были и что бы не сделали – потому что Портос бы так не поступил. Вы не покоритесь своей судьбе, не опустите руки и будете бороться до последнего – видя перед глазами пример Арамиса.

Незадолго до смерти Дюма задавался вопросом: останется ли что-то от его творчества. И пришел к тому же выводу, что и мы, его читатели: он написал своим красивым писарским почерком с завитушками множество прекрасных, увлекательных, волнующих книг, но шедевр создал только один. На мой скромный взгляд, главный критерий, отличающий очень хорошую талантливую книгу от шедевра – это сила ее влияния на будущее. Чтобы пересчитать такие книги, хватит пальцев одной руки. «Мушкетеры» - одна из них.

Как сказал Стив Возняк, основатель компании «Apple»:

“Те сумасшедшие, кто считает, что они могут изменить мир, в конце концов его и меняют”.

Подписываюсь под этим утверждением. Но все дело в том, что мир изменяют не великие политики, не великие предприниматели и даже не великие воины. Мир изменяют великие идеи. А идеи создаются писателями. Хочет писатель этого или нет, но он берет на себя роль предводителя умов. И в итоге мир становится таким, каким его видит писатель, - потому что читатели начинают смотреть на мир его глазами.

«Писатель выше героя – он созидает миры»,

- говорил Шопенгауэр.

Не будь гомеровской «Одиссеи», история свернула бы совсем в другое русло: античной Греции и Рима попросту бы не существовало. Без Шекспира Европа до сих пор бы сидела в душном средневековье. И кто знает, каким был бы исход первой и второй мировой войн, если бы не было «Трех мушкетеров»?

Но возможно, что свою главную задачу в формировании нашего будущего творению папы Дюма еще только предстоит выполнить.

Одна из главных примет нашего времени – намеренное подчеркнутое стирание грани между добром и злом. В литературе, в философии, в кино, с экрана телевизора – отовсюду в сознание общества внедряется идеология, перетолковывающая естественные для человека понятия добра и зла. Людей исподволь приучают воспринимать их просто как два полюса, равные по силе и ценности: зло – оно не абсолютное зло, а просто обратная сторона добра. Мол, нет никакой принципиальной разницы между бандитами и честными людьми, между орками и эльфами. Этакий нравственный релятивизм. Одно из его проявлений – всплеск моды на апокрифические произведения под девизом «Дюма был не прав», все эти Бушковы и Галанины.

И вот уже героем объявляется не защитник справедливости, не верный долгу солдат, не бескорыстный рыцарь. А бандит, киллер, вор, разбогатевший жулик. И вот мы уже живем в мире, где безоговорочно правят насилие, жадность и жульничество. Бандитизм сделался почти официальной работой. Слово «добродетель» звучит смешно. Слово «продажность» как-то само собой исчезло из употребления, потому что подразумевается по умолчанию, что каждый должен продаваться за сколько сумеет. И кто этого не делает – дурачок, наивный романтик. Нам внушают, что человек - гнусная эгоистичная тварь, история - сцепление безобразий и игра своекорыстных интересов, добродетель и порок - условности, а "героев" назначает "победившая партия".

И наконец, доходит до того, что «Мушкетеров» начинают всерьез сравнивать с «Бригадой»! Критики и журналисты с умными лицами говорят:

Вчера примером были мушкетёры, сегодня «Бригада». А что, та же братва, только вместо шпаг пистолеты. И девиз, как у мушкетёров: у тех был «все за одного», у этих «отвечать за всё будем вместе». У тех были дуэли, у этих разборки. Какая разница?

В том, что есть еще люди, которые эту разницу видят – во многом заслуга Дюма. В его мире нет места нравственному релятивизму. Обычно критики ему это ставят в упрек: мол, черно – белый взгляд, никаких полутонов. Но лично я склонен видеть в этом проявление мудрости Дюма как писателя.

Дюма искренне верил в силу случая. В то, что любое, пусть даже на первый взгляд мелкое и незначительное событие может стать впоследствии причиной крутого поворота судьбы. Быть может, именно благодаря тому, что когда-то в марсельской библиотеке Александру Дюма попалась на глаза книжка Гасьена де Куртиля, бандитская идеология никогда не сможет одержать победу.

Искренне ваш,

Теофраст Ренодо