На главную В реестр К подшивке Свежий номер

Романтичная мэри-сью

стр. 5

Прекрасна… умна… ловка… Остроумен… красив… Открывая книгу, мы невольно сталкиваемся именно с такими героями. Свехчеловеки, о которых хочется читать, страницы проглатываются взахлеб… Всегда ли? Почему мы готовы в сотый раз читать про то, как ловко фехтует Атос, но нас начинает подташнивать при очередном появлении невероятной красоты женщины, которая восхитительно танцует, читает Плутарха и пр., пр., прочее…

Для начала определимся с понятиями.

Так, Википедия дает следующее определение мэри-сью.

Мэри-Сью (Mary Sue) — оригинальный персонаж, согласно общему мнению, являющийся воплощением либо самого автора, либо того, какой автор хотела бы быть (явление присуще только женским фанфикам). Мэри-Сью обычно сногсшибательно прекрасны и неописуемо умны. Как правило, у них весьма необычный цвет глаз и волос, сложное мелодично звучащее имя, бурное прошлое и сверхъестественные способности. Обычно они появляются, затмевают всех и вся, ложатся в постель с героями канона, привлекательными для автора, а затем спасают мир. Вслед за спасением мира они либо выходят за облюбованного канонического героя замуж, либо погибают героической смертью под дружные рыдания остальных персонажей.

( http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%BD%D1%84%D0%B8%D0%BA )

Мужская ипостась – Марти Сью. Определение не привожу, оно схожее. Часто героев подобного типа тоже называют «мэри-сью», потому ниже я буду пользоваться этим термином.

Оставив в стороне сексуальные пристрастия героев (героинь), поговорим о том, чем они характеризуются.

Мир

Одно из первых отличий романтических героев от мэри-сью в их появлении в литературе.

Романтический герой – это авторский герой, придуманный самим писателем. И этот герой живет и действует в своем мире! Д'Артаяньян и его друзья живут в мире, специально придуманным для них А. Дюма – отцом. Для Питера Блада мир Карибского побережья описал Р. Сабатини. Ф. Купер старательно прописал леса и чащобы Северной Америки для Натти Бампо и Чингачгука.

Этот мир – самобытен. Как правило, это определенная страна, определенный век… Романтический герой – часть этого мира. Он может быть более талантлив, чем другие. Но он не выпирает из картины мира.

Иное дело мэри-сью. Это паразиты. То ли в виду бедности фантазии, то ли из желания поиграть на чужом поле, авторы подобных героев вводят их на страницы своих произведений, но не придумывают для них что-то, а просто берут готовое. Это могут быть «герои нашего времени» (в смысле века 20-21), появившиеся в мире автора, а могут быть и герои якобы того мира.

Но если бы они только появлялись в чужих мирах, это было бы полбеды!

«Не стоит прогибаться под изменчивый мир.

Пусть лучше он прогнется под нас».

То ли вооружившись этой песней «Машины времени», то ли просто от природной лени, авторы многочисленных фанфиков заставляют миры авторов прогибаться под их героев. Мэри-сью чужда миру, в котором появляется. И неважно, человек нашего мира, времени такой герой или якобы из того же. Он все равно слишком чужд миру. Но при этом старательно делает вид, что это мир не такой. А значит, надо его поменять. Ну, или хотя бы просто доказать, что они – совершенны, а остальные ничтожны…

Появление

Любопытно не только то, свой или чужой мир окружает героя, но и просто первое его появление в нем.

Романтический герой д'Артаньян въезжает в Менг под насмешки толпы. Атос, в котором, кстати, часто видят мэри-сью, при первом появлении, падает в обморок от раны. Питер Блад насмешливо наблюдает за толпой вояк, не спеша к ним присоединиться.

«В эту минуту край портьеры приподнялся, и на пороге показался мушкетер с благородным и красивым, но смертельно бледным лицом»

Появление романтического героя может быть несколько забавным, грустным… Любым. Даже совсем непримечательным. Автор, как правило, постепенно знакомит нас с таким героем. Каким бы ни было его появление, мы начинаем медленно узнавать этого героя и постепенно появляется симпатия к нему…

Мэри-сью так не может. Он(а) должен появиться красиво, громко, завораживающе… Менг? Надо въехать на красивом андалузском жеребце, гарцуя и беря препятствия. Бриджуотер? О, надо отправиться на сражение, напинать этому Якову так, чтобы на всю жизнь запомнил! Чтобы все вокруг заворожено смотрели, как он(а) красиво и ловко со всеми расправляется…

Замирание толпы и восхищение всех вокруг – главное условие их появления в любом месте! Даже если мэри-сью входит в таверну, вся укутанная в плащ и надвинув капюшон, она все равно идет походкой королевы. И остается загадкой, почему все вокруг (разумеется, проводив фигуру восхищенным взглядом) не догадываются проследить, узнать, обмануть… Но этому есть объяснение! Если мэри-сью не хочет, чтобы кто-то догадался, что она это она, никто не догадается! Потому что все остальные – профаны, а мэри-сью – гений маскировки.

Внешность

Что касается мэри-сью, тут все сказано в понятии, данном Википедией. Будь это женщина или мужчина, мэри-сью необычайно красива. Причем, поскольку фанфики пишут аффтары нашего времени, то мэри-сью красива современной красотой, а никак не той, которую было принято воспевать во времена героя, о котором писал автор романа…

Но если мы возьмем романтического героя (героиню), то столкнемся с тем же самым. Он тоже как правило красив или, уж во всяком случае, привлекателен.

«…даже находясь рядом с г-ном де Тревилем, изящным и благородным придворным, Атос, когда был в ударе, мог с успехом выдержать это сравнение; он был среднего роста, но так строен и так хорошо сложен, что не раз, борясь с Портосом, побеждал этого гиганта, физическая сила которого успела войти в пословицу среди мушкетеров; лицо его, с проницательным взглядом, прямым носом, подбородком, как у Брута, носило неуловимый отпечаток властности и приветливости, а руки, на которые сам он не обращал никакого внимания, приводили в отчаяние Арамиса, постоянно ухаживавшего за своими с помощью большого количества миндального мыла и благовонного масла; звук его голоса был глубокий и в то же время мелодичный».

Так в чем же тогда отличие? Давайте сравним вот с этим:

« N . появилась во дворе Лувра в светло-зеленой амазонке со средней длины салатовым шлейфом. Тщательно убранные под тонкую сетку волосы выгодно оттеняли чистый и высокий лоб. Молодые дворяне свиты Его Величества впервые увидели новую фрейлину королевы, и N . ловила на себе множество взглядов. Но она могла быть совершенно спокойна. Легкий румянец, выступивший на щеках молодой женщины от волнения, только придавал ей очарования, амазонка была сшита идеально, легкая плавная походка и присущая маркизе грациозность делали ее похожей на лесную фею. N . постаралась сделать так, чтобы августейшие монархи и большая часть свиты увидела, как ловко и стремительно она оказалась в седле. Выпрямившись, маркиза небрежно-грациозным жестом перебросила через плечо шлейф, и небрежно тронув поводья, подъехала к королевской чете. Она уже успела одарить изумрудным взглядом нескольких молодых дворян, пару раз опустить долу ресницы и теперь собиралась получить от прогулки максимум удовольствия. Не забывая, впрочем, о своей августейшей повелительнице».

И в том и другом отрывке автор выставляет красоту своего героя напоказ, описывая до черточки. Но разница в двух отрывках велика.

Романтический герой не заставляет нас собой любоваться, хотя и показан во всей красе. Мы можем согласиться с таким описанием, а можем хмыкнуть и пройти мимо. Автор может долго распинаться о красивых глазах и стройной фигуре, но свое мнение он не навязывает, давая возможность читателю самому решить, так ли это. И решение читатель в самом деле принимает сам, когда герой постепенно - поступками, словами – доказывает данное ему описание. И если все остальное читатель примет, то и описание примет тоже, вместе со всем остальным.

Но мэри-сью такого с собой не позволит! Как это кто-то ею не залюбовался?! Аффтары фанфиков, видимо, боясь обвинения в мэрисьюшничестве, описывают героя так, будто бы это не они, аффтары, любуются героем, а кто-то другой. Ах, вся толпа в восторге! Ах, никто не может глаз отвести! Аффтар делает все, чтобы показать, что это не его мнение, просто так думают все! И ты, читатель, тоже должен думать так!.. И в результате эти аффтары получают обратное – обвинение в мэри-сью. И это логично. Ты – автор? Ну, любуйся своим персонажем сколько хочешь! Но других-то не надо заставлять это делать, другие тоже с глазами и сами все оценят.

Читатель отнюдь не дурак. Он сам прочитает и сделает выводы. И он не терпит навязывания чужого мнения. Он внимательно прочитает даже самое подробное описание писанного красавца. Но если это описание будет как описание, данное просто посторонним человеком. Это – мнение автора. Но не самого читателя. А вот когда читателю пишут, что «ею нельзя было не восхититься…», так и хочется сказать: «можно! Вот не буду восхищаться и все!»

ЗУН

О, вот что касается знаний, умений и навыков, тут и романтический герой и мэри-сью дадут сто очков форы другим! Но опять же по-разному.

Возьмем для начала романтического героя. Мушкетеры? Что умеют и знают они? Отлично фехтовать, отлично ездить верхом, плавать… Вроде бы большое количество этих «отлично» делает из них сверхчеловека. Мэри-сью тоже все умеет делать великолепно! Но… как мне кажется, тут важно не то, что умеет герой, а почему он это умеет.

Атос, например, в совершенстве владеет латынью. Но ведь он по происхождению граф! Воображение тут же дорисовывает нам, как он обучался у лучших преподавателей Франции… Потрясающе фехтует? Так он же дворянин до мозга костей!

Приведу в пример другого, любимого мною героя. Капитан Блад. Тоже отлично фехтует. Но он был наемником долгие годы! Но есть то, чего он не знает. Например, впервые отправляясь в плавание в качестве капитана, он даже не знал, что такое Полярная звезда и на что она указывает.

Однако бывают и перегибы. К примеру, у малоизвестного в России писателя К. Мая есть такой герой – Олд Шеттерхэнд. Следопыт и охотник. Правда, вырос в Европе. Но потом воспитывался у индейцев. Поэтому когда он потрясающе стреляет, выслеживает и т.д., читатель верит автору. Но у этого охотника есть потрясающее свойство. Он пролезает по-пластунски километры, чтобы выследить врага, а потом оказывает, что на его костюме не осталось ни пятнышка. Причем костюм белый (с индейской вышивкой). Но и это было бы ничего. Но когда этот охотник на ночь остановился на мексиканской ассиенде, где обнаружился рояль… Да! Вы угадали! Оказалось, что он вполне неплохо играет! А еще хорошо вальсирует… Вот так незаметно романтический герой переполз планку и превратился в мэри-сью.

Вот и получаем, что важно не то, что знает и умеет герой, а то, сколько в нем таких знаний и умений и откуда они взялись.

Мэри-сью умеет абсолютно все. И знает все. Она владеет столькими языками, сколько надо будет по ходу развития сюжета фанфика. Она танцует, поет, играет во все игры, рисует акварелями и в карандаше. Она фехтует, скачет на лошади, знает восточные единоборства и приемы греческой борьбы. Она в уме решает логарифмы и рассчитывает расстояния по глобусу из одной точки земли в другую. Причем если ее спросить, она обязательно расскажет о том, откуда она этому научилась! У нее есть объяснения своим умениям. Беда только в том, что если хоть несколько секунд потратить на анализ ее способностей, окажется, что ей надо было в детстве ходить в порядка десяти секций и столько же кружков! «А мне еще и петь охота… и за кружок по рисованью тоже все голосовали…» (с). Аффтары не очень задумываются над тем, что в этом случае такой герой (героиня) должны в итоге не уметь ничего! Они лишь с важным видом могут давать советы. Бесполезные.

Романтический герой умеет многое, но не все. У него есть свои недостатки и их нельзя не признать.

«Полубог исчезал, едва оставался человек. Опустив голову, с трудом выговаривая отдельные фразы, Атос долгими часами смотрел угасшим взором то на бутылку и стакан, то на Гримо…»

У мэри-сью недостатков нет. Он(а) умеет все и делает это лучше всех!

Концовка

В общем случае можно выделить всего две концовки. Первая - высокий штиль – трагедия. Герой погибает, страдая. Низкий – голливудский хэппи-энд.

В первом случае для романтического героя вариантов множество! Это гибель самого героя. Смерть возлюбленной героя. Расставание с возлюбленным или друзьями. И вообще любая грустная концовка, которая придет в голову автору.

Во втором случае героя ожидает счастливое воссоединение с любимой, друзьями и т.д.

А еще можно и смешивать. Как А. Дюма, например. С одной стороны, все герои живы-здоровы. С другой: главный герой потерял возлюбленную и друзья расстаются. Концовка и веселая и грустная одновременно.

А вот у мэри-сью все совсем не так. Ну, во-первых, мэри-сью не может умереть. Ни при каких обстоятельствах. Никак. Даже танком сзади. Но «трагическая» концовка все-таки бывает. Под ней подразумевается то, что умница-красавица мэри-сью возвращается в свой мир вздыхать и думать о том, как было хорошо в том мире с его героями…

Ну, а под «хэппи-эндом» подразумевается, что герою фэндома придется-таки на ней жениться. Придется, придется! Не надо отворачиваться! Она ему устроит счастливую жизнь! И не важно, что он этого не хочет…

 

Подводя итоги сказанному, получаем, что романтический герой и мэри-сью очень похоже. И неудивительно, ведь второе выросло из первого. Однако романтический герой гораздо более реален, а потому гораздо ближе нам. У него есть достоинства и недостатки. Он невольно притягивает нас, заставляя читать и перечитывать о его приключениях. Мэри-сью – это романтический герой, доведенный до абсурда. Это идеал, но отраженный в кривом зеркале.

Арабелла,

внештатный корреспондент "Газетт"