На главную В реестр К подшивке Свежий номер

Блеск и нищета Голливуда

Рецензия на фильм «Три мушкетера» 1948 года выпуска

стр. 3

Режиссер - Джордж Сидни
Сценарист- Роберт Ардри
Композитор - Герберт Стотгарт
Д'Артаньян - Джин Келли
Атос - Ван Хефлин
Портос - Гиг Янг
Арамис - Роберт Кут
Миледи - Лана Тернер
Ришелье - Винсент Прайс
Констанция - Джун Эллисон
Анна Австрийская - Анджела Ленсбери
Людовик XIII - Френк Морган


Если Элвиса Пресли называли Королем Рок-н-ролла, то Джин Келли по справедливости носил титул Короля Мюзикла. Человек – оркестр подобно Чаплину, актер, певец, танцор, хореограф, режиссер, сценарист, композитор и продюсер в одном лице, он стал легендой мирового кинематографа. Самым знаменитым фильмом Джина Келли, в котором слились в апогее все таланты этого неординарного человека, является мюзикл "Поющие под дождем" ("Singing in the Rain").

Но кроме всего прочего Келли был еще и страстным мушкетероманом. Он мечтал о роли д'Артаньяна. Именно он убедил компанию MGM поставить «Трех мушкетеров» и заразил энтузиазмом своего старого друга режиссера Джорджа Сидни.

Д'Артаньян -Джин Келли

Самый знаменитый кадр из этого фильма

Сидни был одним из немногих голливудских режиссеров, кто сочетал в себе деловую хватку и чистый талант. Он, кстати, ввел в обращение термин «кинозвезда», и дал ему любопытное определение: «некто, кто привлекает ваше внимание, даже если он или она ничего не делает». Он прошел путь от посыльного на киностудии MGM до постановщика, снял три десятка фильмов, составляющих золотой фонд кино 40-50-х годов, вывел на киноорбиту Френка Синатру, Тони Кертиса (Дафну из «В джазе только девушки») и Фреда Астера, а также первым снял в кино Элвиса Пресли (в фильме «Да здравствует Лас Вегас»), после чего мир накрыла волна элвисомании.

Так появилась на свет первый в Америке цветная и звуковая экранизация Дюма.

Несмотря на то, что «Мушкетеры» твердо держат третье место в мире по количеству экранизаций, уступая только «Дракуле» и «Шерлоку Холмсу», каждая картина в чем-то уникальна. «Мушкетеры» Сидни доносят до нас полузабытый аромат голливудского гламура послевоенных лет.

Портос - Гиг Янг, Арамис - Роберт Кут, д'Артаньян - Джин Келли, Атос - Ван Хефлин

Бутафорский Париж

Фильм этот на меня произвел двойственное впечатление. Спору нет – во многом он вторичен и слаб. Но кое-где из-под слоя голливудской сусальной позолоты все же прорываются свежие идеи и удачные режиссерские решения.

Самое слабое место картины – рыхлый неровный сценарий. У меня создалось устойчивое впечатление, что его писали два разных человека, причем один из них и Дюма-то не читал. Первый сценарист, горячий поклонник Дугласа Фербенкса (см. «Газетт» №1 за август 2007 г .), постарался сохранить все ключевые моменты сюжета и привнес в диалоги здоровую долю эдакого ковбойского юмора. Например:

Тревиль: - Из вас, Арамис, выйдет сельский поп. А из Портоса – отличная вешалка для модного платья! А где Атос?
- Он очень-очень болен, сударь!
- Значит, сильно пьян.

- Почему вы держите шпагу в левой руке?
- Правой лучше поднимать стакан!

Король: - Разве они не знают, что кардинал – мой лучший друг и помощник!..
Тревиль:- Знают, ваше величество!
- ..что честь министра и честь короля – одно и то же!
- Горячие головы, ваше величество!
- Не прерывайте меня, когда я так складно говорю!

Д'Артаньян: - У нас то преимущество, что кардинал не знает о том, что мы выезжаем!
Атос: - Мой друг, и когда вы поймете, что такое Париж? Уже сейчас Ришелье извещен даже о цвете ваших кальсон!

- Рошфор, как поживает д'Артаньян?
- Он мертв, монсеньор.
- А почему тогда у вас такой несчастный вид?
- Пятеро моих людей уверяют, что убили его в пяти совершенно разных местах!

- Умереть среди друзей. Что еще нужно мужчине? Весь мир не даст больше!

Согласно традиции, гвардейцы кардинала нападают по очереди

Миледи - Лана Тернер, д'Артаньян - Джин Келли

Но тут пришел сценарист №2, ханжа и пуританин, и все опошлил. Для начала сделал Констанцию племянницей галантерейщика, затем заставил д'Артаньяна на ней жениться, а миледи сделалась любовницей кардинала.… В финале мой бредометр опять начал зашкаливать: Констанция бежит в Англию, и Бэкингем делает ее тюремщицей миледи (!!!); та ее, конечно же, обманывает и закалывает, после чего бежит из тюрьмы и скрывается в Ла Фере (это додуматься еще надо!), где ее и обнаруживают наши орлы с палачом. Атоса, кстати, почему-то понизили в звании до барона, Фельтона переименовали в Альберта… Вся эта голлимуть свела на нет первоначальное благоприятное впечатление и подала нехороший пример грядущим поколениям постановщиков.

Оригинальный медальон кардинала

Беарнская кляча

Но удачные моменты в сценарии все же есть. Во-первых, гениально обыгран здесь эпизод с беарнской конягой д'Артаньяна. Вот уж это кляча так кляча! Браво режиссеру и художнику – постановщику!

Во-вторых, или я сильно ошибаюсь, или это единственный фильм, где есть полноценная, в точности как у Дюма, сцена в погребе! Именно в погребе, в Амьене, после двухнедельной пьянки, а не где-то впопыхах по дороге и не под Ла Рошелью Атос рассказывает свою сагу об «одном моем друге родом из Берри». Редчайший случай в истории экранизаций «Мушкетеров»! За это Джорджу Сидни решпект и уважуха.

Атос - Ван Хефлин, д'Артаньян - Джин Келли

- Один мой друг, некий граф... и т.д.

Так более того! Во всех подробностях, обычно успешно замалчиваемых, показывается история с Кэтти, миледи и д'Артаньяном, без малейшего приукрашивания роли последнего! Вот только знаменитого кросса дАрта по улица Парижа в платье в цветочек мы так и не увидим. А жаль! Видно, не родился еще режиссер, который отважился бы снять это зрелище :-))

Вторая проблема фильма – слабый (местами беспомощный) уровень актерской игры. Лишь три человека достойны похвалы.

Конечно же, Келли - не лучший в мире д'Артаньян. Конечно же, он подражает Фербенксу изо всех сил – сравните:

Найдите двенадцать отличий: Джин Келли...

... и Дуглас Фербенкс

Конечно же, он пафосен, ненатурально романтичен, играет аффектированно и, как выражался Чехов, с замашками провинциального трагика. Конечно, он то и дело забывает, что это не привычный ему мюзикл, и так и кажется, что сейчас он бросит шпагу и примется петь и танцевать. Но есть одно «но», мешающее мне раскритиковать его в пух и прах. Он мушкетероман. Он играет с максимальной отдачей, с жаром, с любовью к Дюма. Это чувствуется всегда, и за это можно простить многое.

Констанция - Джун Эллисон

Келли обожает красивые позы

Но вот ради чего этот фильм точно стоит смотреть – так это ради Вана Хефлина в роли Атоса.

Сначала он вызвал у меня категорическое неприятие. Его безумный взгляд, резкие черты лица, не сходящая с губ ядовитая ухмылка – что-то в нем есть от Джека Николсона – никак не вязались в моем представлении с графом. Но Хефлин настолько смело и ярко вел свою роль, не подделываясь ни под какие стереотипы, что мое предубеждение исчезло. Да, это не тот Атос, каким его вижу я. Но это – Атос, каким его видит Хефлин. Брутальный, жестокий, с раздерганными нервами, мятущийся, то агрессивный, то вдруг слабый и безвольный, Атос в исполнении Вана Хефлина стал главной удачей фильма и внес в него реалистичную ноту, которой явно недоставало.

Атос Вана Хефлина - далеко не романтический герой...

... и даже не красавец

Ван Хефлин

И Лана Тернер

И наконец хочу отметить великолепную Лану Тернер в роли миледи. Тернер - одна из самых гламурных и чувственных звезд классического Голливуда. Во время Второй мировой войны американские солдаты предпочитали вешать на стены казарм именно её фотографии и афиши. Кстати, для съемок одного из первых своих фильмов она выщипала брови, однако они так и не отросли, и Лана всю жизнь их рисовала. Ее внешность женщины – вамп и невинный трогательный взгляд – как раз то, что нужно для образа леди Винтер, урожденной де Бейль. Вот уж о ней точно можно сказать: «Она могла бы соблазнить святого».

Лана Тернер - одна из лучших исполнительниц роли миледи

- Это тигрица, пантера!

Резюмирую. Фильм смотреть стоит. Членам Фан-клуба Атоса предварительно запастись валерьянкой.

Искренне ваш,

Матье де Морг