На главную В реестр К подшивке Свежий номер

All for one - All for Fun!

Рецензия на фильмы «Три мушкетера» и «Четыре мушкетера» 1973-74 года выпуска

стр. 3
Режиссер – Ричард Лестер
Сценарий – Джордж Макдоналд Фрейзер
Композитор – Мишель Легран
Д'Артаньян - Майкл Йорк
Атос – Оливер Рид
Портос – Френк Финлей
Арамис - Ричард Чемберлен
Констанция – Ракель Уэлч
Миледи – Фэй Данауэй
Рошфор – Кристофер Ли
Анна Австрийская – Джеральдин Чаплин
Людовик XIII – Жан-Пьер Кассель
Ришелье – Чарлтон Хестон


Режиссер Ричард Лестер известен прежде всего тем, что снял два первых фильма с участием «Битлз»: «Вечер трудного дня» (« Hard day ' s night ») и « Help !». Он получил репутацию политически активного хулигана, сделав несколько антивоенных фарсов: «Как я выиграл войну», «Жилая комната».

Его творческие принципы - эпатаж, эксцентрика, абсурдистский юмор и крайняя непочтительность по отношению к авторитетам. И когда продюсер Илья Залкинд предложил ему взяться за «Мушкетеров», Лестер применил к ним свою методу.

Режиссер Ричард Лестер

Д'Артаньян- Майкл Йорк

Долой романтические условности, красивости и сусальности! Хватит снимать чистеньких отутюженных и напомаженных мальчиков, элегантно фехтующих в изысканных позах! Уж если снимать историческое кино, так покажем почтеннейшей публике семнадцатый век как он есть: грубый, приземленный, с немытыми по полгода шеями и блохами в дамских юбках! А чтоб зрители не заснули, наблюдая на экране эту замшелую историю про королевскую бижутерию, напихаем туда побольше гэгов в стиле Бенни Хилла.

Д'Артаньян в приемной Тревиля

У галантерейщика Бонасье

И надо сказать, что с поставленной задачей Лестер справился. Уж чего-чего, а слащавой романтики вы там точно не увидите. Его картина насыщена грубостью, грязью, пьянством, дикими драками, поножовщиной, мордобоем, наемниками, бродягами и хамами. Если уж кто-то падает в грязь, то брызги летят во все стороны самые настоящие. Пьют так пьют. Дерутся так дерутся, без всякой галантности.

Все-таки не зря мушкетеры англичан не любили. Так дискредитировать моральный облик подчиненных г-на де Тревиля мог только англичанин. Мушкетеры Лестера - брутальные туповатые мужики (даже Арамис! о ужас!), все действия которых мотивируются глубиной выреза на женском платье, охотой пожрать-выпить и наличными, но только не преданностью королю. Как говорит метр Ренодо, идя от противного, можно прийти к очень противному. Лестер хотел уйти от образов, созданных Бернаром Бордери (французские «Три мушкетера», 1961 год). В результате пришел к мушкетерам Гасьена де Куртиля.

Что же касается продюсера Ильи Залкинда, то у него была своя сверхзадача: срубить на фильме как можно больше бабок. Для этого он: 1) пригласил в фильм супермегакросавчега Чемберлена, естественно, на роль Арамиса, 2) не менее популярную Фэй Данауэй на роль миледи и 3) заплатил всем актерам гонорары за одну постановку, но сам разбил ее на два фильма, ничего об этом не сказав; поэтому когда в 1974 году вышло продолжение, "Четыре мушкетера", актерам пришлось доплатить, хотя и не столько, сколько пришлось бы отдать за два фильма. После чего на него подали в суд и актеры, и члены съемочной группы, и Лестер, требуя законного гонорара, но так ничего и не добились. Вот он, этот хитрый змей:

Хитрый продюсер - Илья Залкинд

Арамис - Ричард Чемберлен

Если присутствие в фильме Чемберлена и Данауэй мотивировалось прежде всего коммерческим расчетом, то выбор Майкла Йорка на роль д'Артаньяна я могу объяснить только передозировкой марихуаны. Этот бледный белобрысый (!) тощий англичанин с резиновой улыбкой клоуна - безусловно, худший д'Артаньян в истории экранизаций Дюма. Справедливости ради должен заметить, что его задиристость, непосредственность и умение откликаться на лестеровские импровизации несколько компенсируют несоответствие внешних данных. Но вот при виде Оливера Рида в роли Атоса лишаются дара речи даже закаленные американскими экранизациями матерые мушкетероманы! Может быть, в такой эксцентричной форме Лестер решил провести антиалкогольную агитацию? Узрев его опухшую бомжеватого вида физиономию, не обезображенную интеллектом, c грязными свалявшимися волосами, я аж поперхнулся анжуйским и дал себе слово бросить пить. А то не дай боже стану на него похожим. Словом, от Атоса в воплощении Рида не осталось ничего - ни по форме, ни по сути, потому что поступки, речь и поведение этого персонажа тоже никакого отношения к Дюма не имеют.

Глаза б мои не смотрели. Д'Артаньян - Майкл Йорк

Не пей, козленочком станешь. Атос - Оливер Рид

Хорошо справилась со своей ролью Фэй Данауэй; впрочем, образы властных, сексуально агрессивных женщин, этаких стальных дьяволиц с дурным характером, давно стали ее визитной карточкой. Граф Рошфор также удачно вписался в коллекцию демонических злодеев, сыгранных Кристофером Ли.

Миледи - Фэй Данауэй

Рошфор - Кристофер Ли

Фильм был задуман как комедия и поэтому перенасыщен хохмами, шутками и трюками, часть из которых, как мы с прискорбием убедились, слизана с постановки «Мушкетеров» Фреда Нибло 1921 года с Дугласом Фербенксом в главной роли (см. «Газетт» №1 за январь). Некоторые из них не оправданы абсолютно, но есть и довольно удачные эпизоды. Например, Констанция в исполнении сильной комедийной актрисы Ракель Уэлч вышла милой кокетливой женщиной – полтергейстом: она постоянно все роняет, падает, натыкается на предметы и людей и спотыкается обо все, что только можно. Очень забавно смотрятся шутовские эскапады Френка Финлея – Портоса.

Прыгала на батуте и потерялася. Констанция - Ракель Уэлч

Портос – Френк Финлей

Особо порадовал меня момент, когда в дупель пьяный Рид, сидя на краю колодца, при попытке налить очередной стакан теряет центровку и летит в колодец вместе с ведром и матюками.

А чтоб ты там и остался, откликнулся консерватор в моей душе

Музыка Мишеля Леграна оставляет двойственное впечатление. С одной стороны, сработана профессионально и в тему, но абсолютно не запоминается, проскальзывая мимо сознания. От этого талантливого композитора, автора музыки к «Шербурским зонтикам», я ожидал большего. В картине множество ляпов, которых вполне можно было избежать. Самый частый – во многих сценах мы видим мушкетеров безоружными, их руки пусты, и ножны тоже, хотя и до, и после этого они махали шпагами. Кардинал почему-то расхаживает в лиловых одеяниях епископа. Платок Арамиса загадочным образом трансформировался в кошелек. На рынке, где Констанция нечаянно учинила настоящий разгром, мы видим картошку и помидоры. И так далее.

- Кошелек, кошелек! Какой кошелек?

КАРДИНАЛьная смена имиджа

Резюмирую. На всякий товар находится свой купец. И многим людям антигламурный фильм Лестера очень даже нравится. Но чувствительным натурам и членам фан-клуба Атоса к просмотру не рекомендую.

Искренне ваш,

Матье де Морг