На главную В реестр К подшивке Свежий номер

Игры разума

О романе Артуро Переса – Реверте «Клуб Дюма, или Тень Ришелье»

стр. 5

Задумывались ли вы когда-нибудь о том, какие бывают читатели? Внимательные, всеядные, снисходительные, запойные – с этими давно все ясно, и писать о них – значит, отнимать хлеб у наших коллег с кафедры литературной критики и редактирования. Объектом нашего пристального внимания станет другой, новый тип читателя, блестяще описанный в романе Артуро Переса-Реверте «Клуб Дюма или Тень Ришелье».

Небольшой томик издательства «Иностранка» (формат 75*100/32, усл. печ. листов 26,41) представляет собой книгу в книге, или, скорее, книгу о книге, построенную по принципу матрешки. Не успеваешь оглянуться – как вдруг оказываешься на другом уровне восприятия реальности, и вместе с главным героем пытаешься понять законы уже придуманной кем-то игры, ибо «никто, сражающийся не по правилам, этого не достигнет». Если представить весь мир как огромную книгу, то читать ее можно по разному: поверхностно, не вникая в суть явлений или вдумчиво, пропуская через себя. Именно вдумчивое чтение приводит к появлению читателя «второго уровня», который не только читает, но и примеряет на себя маски, роли и тексты, смешивая тем самым выдумку и быль. Поэтому основную мысль романа можно сформулировать так: весь мир театр, все люди в нем актеры, но принимать правила или отказаться от них – осознанный выбор каждого. И не всегда приходится выбирать то, что нравится. Объемность и красоту сюжету придают две параллельные линии развития: поиск «Девяти врат» и установление авторства «Анжуйского вина», прихотливое переплетение которых способно поставить в тупик любого. Маски персонажей легко узнаваемы: коварная интриганка, шпион-убийца, гений зла, хранитель, лучший друг и, наконец, сам герой романа. С ним-то и происходят странные и порой опасные приключения, но, по законам жанра, он в целости и сохранности доберется до финала и расскажет свою историю от начала до конца. Имя ему – Лукас Корсо: человек, который бежит. Известно, что препятствия преодолеваются легче, когда бежишь к цели, вот только как определить верное направление, если законы игры тебе неизвестны? И как отделить реальность от вымысла, если одна без другого существовать не может? Выбор Корсо вначале прост и очевиден:

«Корсо тихо выругался. Он отдал бы инкунабулу в хорошем состоянии за возможность двинуть по роже тому, кто сочинил этот нелепый сценарий».

По мере развития сюжета отношение героя меняется, он легко идентифицирует себя и окружающих в «ирреальном мире», раздает роли и даже принимает участие в написании сценария, правда, с некоторыми оговорками: «Хорошо бы узнать, записан ли где-нибудь конец всей этой истории? Или Корсо самолично сочиняет его по оду дела – главу за главой?»

И когда наступает развязка, мы видим перед собой другого Корсо. Да, конечно: «у тебя еще есть время повернуть назад. И тогда ничего из того, что произошло, никогда не произойдет, и ничего из того, чему суждено случиться, никогда не случиться. А что касается Nunc scio, вычеканенного Богом или дьяволом, то на проверку мысль оказывалась весьма спорной...» Но поступает Корсо так, как должен, будто не сможет дальше жить, не расставив все по местам, не открыв все двери, не познав истинного смысла. Что до фактологического содержания, то гением Реверте создано вкуснейшее блюдо для истинных дюманов: книга просто переполнена как прямыми отсылками к тексту «Трех мушкетеров», так и рассуждениями о персонажах членов клуба. Они не только читают книгу, но и живут между ее страниц. А потом строят реальность по законам романа-фельетона. Конечно, внимательное чтение позволяет заметить допущенные автором ошибки, и ради спортивного интереса предлагаю читателям поискать их самостоятельно. Лично у меня получилось девять. Но достоинств и свежести идеи романа это не умаляет.

Также немало вкусностей припас автор для ценителей готики, средневековья, пыльных фолиантов и апокрифов. Придуманный им от начала до конца «Delomelanicon» прекрасно сочетается с реально существовавшими книгами, и сгоревший на косте инквизиции Торкья имеет не один десяток исторических прототипов.

Автор задает нам вечный как мир вопрос: на что можно идти ради достижения цели? И если «есть замки, которым суждено сгореть, есть добродетели, которым суждено быть поверженными...», то не является ли это безусловным оправданием всех совершенных нами поступков? Тема религии, существования бога и дьявола, так или иначе пронизывает красной нитью весь роман и является первичной основой повествования. Если попробовать расставить сюжетные линии по значимости, то сюжет романа строится по законам прохождения «Девяти врат», а «Клуб Дюма» - не более чем отвлекающий маневр, призванный еще больше запутать читателя.

Вера главного героя просто и понятна: Корсо верит только в свой гонорар и 10-15 процентов комиссионных, поэтому и сталкивается с девушкой, одной из тех, кто еще «надеется вернуться на небеса». Именно она намеками или открытым текстом направляет Корсо, не допуская нарушения им неведомого ритуала. Знать и молчать – только так возможно сохранить истину. Да и сама истина в романе имеет несколько ступеней, своего рода уровней допуска. Сначала разгадка кажется Корсо очевидной - и вдруг приводит в тупик: в сборище аристократов - почитателей Дюма нет ничего мистического, конечно, они прекрасно вжились в свои роли, но Ришелье, убивающий ради гравюр из дьявольской книги – это немного чересчур. Следующий шаг на пути к истине – возвращение к началу, в дом Варо Борха. Еще чуть-чуть - и свершится величайший шаг в истории человечества, но и здесь все заканчивается фарсом. И когда мы с нетерпением ждем окончательной развязки и надеемся, что девушка предъявит удостоверение сотрудника спецслужб и поблагодарит Корсо за обнаружение убийцы, автор только загадочно улыбается.

«Что ж, книги преподносят нам подобные сюрпризы. И каждый получает такого дьявола, какого заслуживает».

Финал оставляет больше вопросов,чем ответов: мы так и не знаем, кем была на самом деле Ирэн Адлер, девушка, сотканная из тумана. Девятые врата открылись, и Корсо ушел в свет. Что находится за ними: нечто или ничто – не знают ни Реверте, ни мы с вами. Ответ известен разве что Корсо, но задавать вопросы ирреальному персонажу в потустороннем мире невозможно. А жаль...

Графиня,

внештатный корреспондент «Газетт»