На главную В реестр К подшивке Свежий номер

Красный Сфинкс и все-все-все

Рецензия на шестисерийный фильм «Ришелье»

стр. 3

Режиссер – Жан-Пьер Декур

Композитор – Владимир Косма

Ришелье – Пьер Вернье

Людовик XIII - Жак Рони

Генрих IV - Марко Перрин

Мария Медичи - Мария Уиммер

Отец Жозеф - Жан Левре

Бельгард - Жорж Декриер

Анна Австрийская - Мари-Кристин Демарест

Тревиль - Жак Бертье

Сен-Мар - Жан-Луи Бру

Мазарини - Жан Негрони


В свое время биографию Ришелье, написанную Петром Черкасовым, я читал не отрываясь целый месяц подряд. Кардинальское жизнеописание по накалу страстей, неожиданности поворотов и уровню драматичности оказалось похлеще любого романа. Конечно же, было очень интересно посмотреть, что сняли французы о том, кого до сих пор то клеймят как жуткого тирана и душителя свободы, то превозносят как спасителя отечества и национального героя.

Фильм снят по роману известного историка Филиппа Эрланже (которого постоянно цитировал любимый мною Черкасов), и это сразу внушило мне доверие.

Генрих IV - Марко Перрин

Ришелье – Пьер Вернье, отец Жозеф - Жан Левре

И надо отметить с благодарностью, что работа режиссера, композитора, художника по костюмам, художника –постановщика, оператора заслуживает респекта. Этот фильм надо в принудительном порядке заставлять смотреть всех создателей псевдоисторических поделок, заполонивших в последнее время наши киноэкраны – в назидание. Вот как надо работать!

Людовик XIII - Жак Рони, Анна Австрийская - Мари-Кристин Демарест

Людовик XIII - Жак Рони,Ришелье – Пьер Вернье

Творческому тандему режиссера Жана - Пьера Декура и сценариста Жана - Франсуа Шьяппа я ставлю в заслугу также отбор сюжетного материала, грамотное построение концепции каждой серии, продуманность и последовательность в изложении фактов. Благодаря им фильм смотрится легко, на одном дыхании, не оставляя ощущения затянутости или путаности.

Но главная причина безусловного успеха фильма – это, без сомнения, актерская игра. Пьер Вернье в роли Ришелье страстен, эмоционален, искренен, а в отдельных сценах даже величествен. Он превосходно чувствует своего героя, верит ему, и заражает этой верой зрителей. Настолько даже, что королевские мушкетеры, присутствовавшие на киносеансе в погребе вместе со мной и метром Ренодо, выразили горячее желание сделаться гвардейцами его высокопреосвященства, и только страх перед гневом г-на де Тревиля остановил их в этом намерении.

Ришелье - Пьер Вернье

Епископ Люсонский

Король vs кардинал

Больше всего тревожило меня то, в каком свете подаст режиссер образ короля Людовика: только бы не сделали из него бесплатное приложение к харизматичному Ришелье – Вернье, заставив быть только фоном для его достоинств. Но, к счастью, Жак Рони превзошел все мои ожидания. Перед этим актером я снимаю шляпу. Рони блестяще справился с тяжелейшей задачей и смог показать Людовика самостоятельной, неодномерной и глубокой личностью. Получился человек с двойным дном, человек- айсберг, девять десятых которого не видны под водой. Его король вызывает любовь, сочувствие, жалость, уважение, удивление, восхищение, нежность, а иногда и все это одновременно. В фильме четко акцентируется дуумвират короля и кардинала, их запутанные отношения сиамских близнецов, которые не в силах расстаться. Причем, в отличие от Пьера Вернье, который, при всех своих плюсах, все же показывает характер своего героя статичным – каким взрослый Ришелье появляется в академии г-на Плювинеля, таким он и остается до самого конца, - так вот, в отличие от Вернье, Жак Рони проходит все этапы взросления и становления личности вместе с Людовиком, раскрывая все новые и новые его черты.

Людовик в юности...

... и в зрелом возрасте

Опять же, нельзя забыть яркие образы Марии Медичи (Мария Уиммер) – восхитительное сочетание лицемерия с глупостью, Генриха IV (Марко Перрин) - жизненная сила и покоряющее обаяние, отца Жозефа (Жан Левре), который сначала производит впечатление фанатика с горящими глазами, и только под конец фильма раскрывается полностью, «блондинки» Сен-Мара (Жан-Луи Бру). Отдельно хотелось бы отметить работу Жоржа Декриера, сыгравшего Бельгарда. Декриер играл в свое время Атоса во французской экранизации «Трех мушкетеров», но в этой роли мне лично показался шаблонным и довольно однообразным. В роли же Бельгарда, далеко не главной, он выложился на полную катушку, раскрыл весь свой потенциал. «Красотка» Бельгард, «старая развратница» Бельгард, как ласково называет его мой друг Атос, очень редко удостаивается экранного воплощения, но Декриер сделал эту роль одной из самых запоминающихся в фильме. Я его зауважал.

Бельгард - Жорж Декриер

Мария Медичи - Мария Уиммер

Конечно же, этот фильм – апология Ришелье. И, как следствие, режиссер и сценарист выбрали такой угол освещения, чтобы все сколькие и неприятные эпизоды биографии кардинала (а их много) оставить по возможности за бортом. Даже такой спорный и недоказанный момент – приступы «сумасшествия» кардинала, который будто бы воображал себя конем, Декур и Шьяпп сумели представить максимально мягко и тактично, добавив в сцену разговора епископа с матерью живого жеребца, который мог натолкнуть Ришелье с его образным мышлением, пребывающего в состоянии восторга от того, что он наконец-то сможет применить свой талант на благо страны, на подобное сравнение: "Я готов был выломать двери конюшни, чтобы выйти. Или вы забыли, что я жеребец! Не кобыла, а боевой конь, ждущий звука трубы, услышав который он бросается в бой! Только попона часто мешает".

Сценаристам удалось мягко обыграть слухи о сумасшествии кардинала...

...добавив в сцену настоящего жеребца

Но если в этом конкретном случае я политику Декура и Шьяппа одобряю, то никак не могу согласиться с замалчиванием, к примеру, того, как 1) Ришелье заискивал и подлизывался самым униженным способом перед Кончини; 2) расчетливо и хладнокровно сделал все, чтобы стать любовником королевы- матери и таким образом управлять ею; 3) действуя недостойными и низкими средствами, разлучил короля с мадемуазель Лафайет; 4) жестоко … на этом месте метр Ренодо вырвал у меня перо и пригрозил уволить без выходного пособия за невосторженный образ мыслей. Короче говоря, я считаю, что эти замалчивания не осветлили, а обеднили образ кардинала. Чуть бы меньше пафоса, чуть больше юмора и снизить градус политкорректности - цены бы этому фильму не было.

Резюмирую. Фильм достойный во всех отношениях, и доставит массу удовольствия как кардиналистам, так и мушкетерам, - всем, кому интересны настоящая история, настоящие страсти и чувства.

Благодарю моего друга Атоса за помощь в подготовке статьи.

Остаюсь преданным вам,

Матье де Морг

P . S . Просмотреть кадры из фильма, а также скачать его можно здесь: http://www.ancik.narod.ru/serial.htm